Частное мнение. Volkswagen Beetle

Автоспорт

Любой тест или статья на автомобильную тему всегда представляет собой частное мнение. Этот материал про нового фольксвагеновского Жука — не исключение. Тогда к чему же такая вопиющая банальность в заголовке? Просто весь тестовый маршрут я ехал и думал: а сколько среди клиентов Volkswagen таких же, как я, для которых после выхода нового Beetle хэтч Scirocco просто перестал существовать? Такое вот «ненавязчивое» частное мнение, исейчас я попробую его обосновать.

Новый Жук — уже дважды новый. Первый появился в 1998 году и всецело подчинялся пацифистской концепции flower-power. У него даже была стандартная колба-вазочка под цветок на передней панели. У второй реинкарнации Beetle никаких вазочек нет, и его облик уже не заигрывает с силой цветов. Никаких хиппи и никакой сентиментальности — только харизма и чёткие отсылки к знаменитому пращуру. Например, верхний перчаточный ящик beetle box — такой же был и у оригинальной машины. Или силуэт с «горбатой» задней частью. Или колёса с хромированными колпаками.

Около парковки тестовых Жуков нам попался New Beetle с тюнингом передней оптики, которая лучше всего отражает суть той прежней машины. Дважды в одну реку не входят, и в прошлый раз у VW не вышло ещё раз сыграть на мягком образе пацифиста — получилась скорее девчачья игрушка, нежели харизматичное ретро. Новый Beetle не только отдаёт дань уважения оригинальному предку, но при этом ещё и спортивен, и подтянут.

У нового Жука даже иное название против имени предшественника New Beetle — просто Beetle, безо всяких нео-приставок. Теперь это автомобиль молодёжный, причём абсолютный унисекс. В отличие от предыдущего поколения, стопроцентно подойдёт и девочкам, и мальчикам — нужно просто правильно выбрать исполнение. Благо, повыбирать есть из чего: 5 двигателей, 3 коробки передач, 3 комплектации и множество опций. А в плане внешнего вида можно выбирать не только из цветов кузова, но и из различных аксессуаров вроде заднего спойлера, наклеек на кузов или колёсных дисков, порой весьма оригинального или же дерзкого дизайна.

Ну как не отдать за этот милый шильдик на крышке багажника какие-то 49 евро?

При заказе Жучка можно выбрать различные варианты украшения экстерьера. Например, пару контрастных полосок вдоль всего кузова на капоте крыше и багажнике или наклейки по низу дверей с надписью Beetle, Bug или Turbo. Нам в тестовую поездку достался Жук по прозвищу Bug, судя по деколям и шильдикам. Не поэтому ли не удалось подключить к стандартной мультимедиа-системе (по-фирменному подтормаживающей) айфон с музыкой? Ведь одно из значений этого слова — глюк. Немцы обещали разобраться.

Если прежний New Beetle был оторван от облика Фольксвагенов тех лет, то новый Beetle, несмотря на всю свою харизму, стопроцентно вписывается «лицом» в современную модельную линейку марки.

Но чего-то в образе всё-таки не хватает. Посмотрите на фотографию выше — в этом ракурсе просто вылитый Porsche 911! Сравнение лестное, но не многовато ли серьёзности для такой молодёжной машинки? А этот бампер… Да такой сейчас у каждого второго Фольксвагена! Есть ощущение, что дизайн рисовали, начиная с задней части, а дошедши до передка, художники растеряли всё вдохновение и оставили нос прежнего New Beetle. В результате половина Жука подражает оригинальной машине, а половина — модели 1998 года. Дисгармония, однако.

Размер доступных для Жука дисков — до 19 дюймов! В то время, как моторы становятся меньше, колёса наоборот прибавляют в размерах. Та же Astra GTC вообще предлагается с «катками» до 20 дюймов, так что Жук тут не рекордсмен. Зато по оригинальности дизайнов дисков его мало кто перещеголяет.

Следуя современной моде на уменьшение рабочего объёма и «поголовное» турбирование, Volkswagen предлагает нового Жука только в наддувных исполнениях, будь то бензин или дизель. Бензиновых моторов три: 1.2 TSI мощностью 105 «лошадей», 1.4 TSI, мощностью 160 л.с., которые «выдуваются» совместно турбиной и компрессором, и 2.0 TSI о 200 силах мощности. Дизели — 105-сильный объёмом 1,6 литра и 2-литровый 140-сильный. Коробка передач — 6-ступенчатая «механика» или «робот» DSG о 6 или 7 ступенях, в зависимости от мотора. К моему личному счастью, на презентации были только «механические» машины, поэтому седлаем «твинчарджерный» автомобиль с мотором 1,4 литра и в путь, нанизывать передачи чёткого «шестиступа» на португальских серпантинах.

Двигатель звучит бледно, а выпуска почти не слышно. За них обоих отдувается перепускной клапан наддувного мотора, да и того слышно лишь с опущенными стёклами да на тихой улочке.

Хотя нанизывать — громко сказано. С рычагом трансмиссии всё отлично, а вот педаль сцепления хороша лишь для толкания в пробках. Она имеет длинный ход, а сам механизм сцепления так устроен, что при резких переключениях невозможно обойтись без неприятных рывков, и это немного мешает ехать быстро. Есть в этом и вина двигателя, который, будучи разъединённым с колёсами, всё равно не спешит сбрасывать обороты даже при отпущенном газе. Но это, по большому счёту, мелочи. Главное, что Жук отлично тянет, даже если выбирать передачи будет генератор случайных чисел — компрессор надёжно «поддувает» в зоне низких оборотов, где бессильна ещё спящая турбина. Но всё это мы знаем и по Scirocco с таким же мотором. А что в поворотах?

Стало неожиданностью, что Beetle очень комфортен на трассе и каким-то образом скрадывает ощущение скорости. «Как думаешь, сколько мы едем?», — спросил меня напарник. «Ну, сто двадцать», — ответил я. И ошибся на 50 километров в час.

Предыдущий «Новожук» был сделан на основе тогдашнего Гольфа четвёртого поколения. Нынешний также делит «тележку» с Гольфом, только «шестым». А соответственно, и с хэтчем Scirocco. Поэтому, садясь за руль, я примерно представлял, чего ждать от машины в виражах. Чёткий руль с понятным усилием, цепкие шины, жёсткая (особенно это чувствуется задним пассажирам) подвеска и надёжные в разумных пределах тормоза делают Жука желанным гостем на узких извилистых дорожках. Конечно, не кольцевой болид, но вполне себе «автомобиль для водителя». Снова неизбежно вспоминается Scirocco — трудно сказать, кто лучше, не перепрыгивая из одной машины в другую. Субъективно Beetle кажется чуть более юрким и вертлявым — дело в чуть более короткой базе и более узкой задней колее по отношению к передней. Но разница всё равно на уровне нюансов. Тогда почему Жук?

А хотя бы потому, что у него крутой интерьер! Нет, крутой не материалами — в этом как раз Beetle та ещё «погремушка», проигрывающая своим жёстким и гулким пластиком отделке и Гольфа, и Scirocco. В интерьере Жука нравятся детали. Например, на средних стойках сделаны петли, которые играют роль потолочных ручек, а в кармашках передних дверей расположились удобные и стильные резинки-фиксаторы вместо банального пластика. Верхний «бардачок» неглубок, но удобен, а отделка передней панели в цвет кузова в стиле MINI добавляет шарма. Только не ошибитесь с цветом. Сперва я поездил на красной машине и подумал что алые панели салона — верх безвкусицы. Но следующий день я провёл в Жуке с панелью «под карбон». Пожалуй, ещё нелепее имитирует углепластик лишь плёнка, которой я «облагораживал» свой первый автомобиль…

Кольцо вокруг динамика в двери подсвечивается. Прямо как в Kia Soul, только намного мягче.

Всё хорошо и с пространством салона — места для ног хватает всем четверым, а забираться назад не сложнее, чем в другие трёхдверки. Затылок помнит крышу Scirocco над задним диваном не с лучшей стороны. Внутри нового Beetle сзади проблем существенно меньше — всё-таки над головой появились почти 2 сантиметра дополнительного пространства. Сильно удлинённую назад крышу можно считать успехом не только дизайнеров, которые дали ей харизматичный силуэт, но и интерьерщиков, которые сделали нормальные задние места.

Отдельно стоит сказать про «музыку». Для Жука предлагается опциональная аудиосистема Fender мощностью 400 Ватт с 8 динамиками плюс сабвуфер в багажнике. Она устанавливается за доплату всего в 650 евро (в случае с Жуком) в модели Beetle, Passat и Jetta. Над разработкой этой «музыки» специально для Volkswagen трудились спецы знаменитой американской гитарной фирмы Fender и «звуковики» не менее знаменитой конторы Panasonic. Это имиджевое аудиорешение за весьма скромные деньги, поэтому купить Жука без «музыки» Fender — всё равно, что захотеть Phaeton с тряпочным салоном. Средние частоты и особенно голос звучат потрясающе для такого объёма салона и класса машины, а терпение ушей рядового слушателя закончится раньше, чем на определённой громкости динамики начнут выдавать искажения. Классная «музыка»!

Во время тестовых скитаний по Португалии мы с напарником в поисках красивых кадров заехали в небольшой городок Баррейру. Думали пляжный, а оказалось — портовый. Там уже в 3 часа дня все кабаки забиты битком, а по улицам стайками ходят настоящие… африканцы. Будем политкорректными. В балахонах с капюшонами, бейсболках с прямыми козырьками и с недобрым взглядом. Пока катались по улочкам и впитывали местный колорит, мы заметили, что будто невидимы для португальцев и словно выброшенный на дорогу баскетбольный мяч — для их гостей из Африки. Оказывается всё дело — в колёсах! Наши «хромачи» привлекали соответствующее внимание и заставляли оборачиваться целые компании африканских любителей «блестяшек». А ведь это — стандартная опция автомобиля. Браво дизайнерам, must have наряду с акустикой Fender.

Спасибо смелым дизайнерам и практичным инженерам, которые сделали зеркальную поверхность колёс пластиковой и, судя по всему, сменной. Поэтому такие диски можно смело эксплуатировать даже в московских «солёных» условиях.

Комплект внешних украшательств включает также особые шильдики — у нас на корме было выложено серебристыми буквами слово Bug. Такая опция роднит Жука не с кем-нибудь, а с самим Porsche 911! У последнего, между прочим, число 911 на корме стоит 5 с половиной тысяч рублей. К сожалению, по Жуку подобная информация нам пока недоступна. Потому что российские цены, как и сроки, и объёмы поставки к нам машин пока неизвестны. Именно цены и не хватает, чтобы моё частное мнение стало окончательно непоколебимым.

За два дня тест-драйва мне так и не удалось привыкнуть к габаритам Beetle. Форма носа не даёт почувствовать край кузова, поэтому разъезды на узких дорожках даются на Жуке с трудом.

Но для ориентира взглянем на немцев. Кстати, у них автомобиль уже вовсю продаётся — пару машин я встретил в Мюнхене во время недавнего тест-драйва универсала Passat Alltrack. В Германии самый доступный Beetle (1.2 TSI 105 сил) стоит 16 950 евро против 22 825 евро за минимальный Scirocco (1.4 TSI 122 силы). Возьмём одинаковые моторы — минимум это будет двухнаддувный 1.4 TSI (160 сил): 19 825 против 24 425 евро. Окей, у Жука проще комплектация. Возьмём Beetle в исполнении Design — и снова Жучок при цене 20 800 евро доступнее Scirocco! Если аналогичный Scirocco стоит в России 1 052 000 рублей, то хочется верить, что Жук среднего оснащения будет обходиться нам дешевле миллиона. И это будет хорошая сделка!

Старый рекламный слоган оригинального Жука звучит так: It runs and runs and runs… В свете заявленной экономичности Жука нового он обретает новый смысл. Например, фольксвагеновцы заявляют, что при объёме бака в 55 литров и расходе «солярки» в 4,5 литра Beetle с дизелем 1,6 литра способен проехать без дозаправки 1222 км! То есть, например, промчать из Лиссабона до Франкфурта-на-Майне через Португалию, Испанию, Францию и Германию всего с одной дозаправкой!

Всего европейцам предлагают три комплектации: Beetle, Design и Sport в порядке возрастания их крутости. Самый дружелюбный к прочей «начинке» Жука мотор — 160-сильный, так как он сочетается с любой комплектацией. Между тем, 105-сильные моторы не подразумевают исполнения Sport, а топовый 2-литровый турбомотор в 200 сил только с ним и предлагается. Среди возможных наворотов для любой версии есть и стильные фирменные «датчики» в подиуме над мультимедийной системой. На три раздельных циферблата выводится температура масла, давление наддува и время. При этом часы — со встроенным хронометром для серпантинно-кольцевых упражнений. Практическая польза таких «показометров» в автомобиле без тюнинга сомнительна, но стиля добавляет определённо!

Выходит, новый Beetle играет в той же лиге, что и Scirocco, только стоит дешевле, выглядит свежее и обладает харизмой знаменитого пращура. В нём больше жизни, больше души и настроения. Да, он мог быть ещё лучше, если бы художники не забыли поработать над дизайном передка и добавили бы огоньку в виде задорного звука выхлопа. Но и в нынешнем виде у меня больше нет поводов задумываться о Scirocco. Beetle — круче! Но это лишь частное мнение.

Безопасность

Согласно Европейской программе оценки новых автомобилей (Euro NCAP), новый Жук — безопасный автомобиль. Его способности нанести минимум травм всем участникам дорожно-транспортного происшествия оценены высшей оценкой в 5 звёзд. По результатам крэш-тестов целыми и невредимыми остались как взрослые (92 процента защиты), так и дети (90 процентов защиты), вне зависимости от того, фронтальный это удар или боковой. А вот с пешеходами всё не так гладко: бампер предельно деликатен с ногами сбитого пассажира, но капот эксперты посчитали опасным. Итоговая оценка защиты пешеходов — 53 процента.

История

Сложно встретить человека, никогда не слышавшего о фольксвагеновском Жуке. Этот автомобиль выпускался без кардинальных изменений платформы с 1938 по 2003 годы и стал абсолютным рекордсменом автомобильного долголетия. Всего в разных уголках земного шара было сделано больше 21,5 миллиона Жуков самых различных версий и модификаций. Практически в каждом языке мира автомобиль, официально известный как Volkswagen Type 1 или Beetle получил своё прозвище. В основном, это перевод слова «жук» на соответствующий язык, но были и иные варианты — где-то Жучка называли лягушкой, а где-то и черепахой.

Любопытно, что параллельно с официальным именем Beetle за Жуком быстро закрепилось и альтернативное прозвище — Bug. Это связано с тем, что в английском языке жукообразные насекомые обозначаются двумя распространёнными словами: при самом общем переводе слово bug можно перевести как букашка (общее), а beetle — именно как жук (частное). В дальнейшем компания Volkswagen не стала открещиваться от второго прозвища и, как мы видим, сама с удовольствием им сейчас пользуется.

Beetle (или по-немецки Kafer) стал основоположником сегмента европейских компактных автомобилей. При этом он был поистине народным: простая заднемоторная конструкция с 25-сильным двигателем воздушного охлаждения обеспечивала ему предельную дешевизну в производстве и обслуживании. Простота и надёжность подтверждается тем, что на его основе впоследствии были созданы самые разные машины. Например, купе Volkswagen Karmann Ghia, культовый микроавтобус Transporter T1 или армейский внедорожник K?belwagen.

В пятидесятые годы произошло знаменательное для фанатов Жука событие — заднее окно превратилось из раздельного в сплошное, поделив машины на дореформенные и «рестайлинговые». Соответственно, сегодня они по-разному ценятся у фанатов и коллекционеров. А в 1967 году существенно изменилось внутреннее «железо» модели — например, новый двигатель большего объёма стал выдавать уже 54 л.с. В семидесятые годы передняя часть Жука стала более вытянутой, появились более современные подвески и оборудование салона. С различными изменениями Жук производился в Мексике, Бразилии, Австралии и других странах мира вплоть до 2003 года (последней стала Мексика). Автомобиль оставил множество следов в автоспорте, различных культурах, литературе и кинематографе.

Дмитрий ЛаськовФото: Дмитрий Ласьков и Volkswagen

Похожие публикации

Ваш отзыв